Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
2 декабря 2013

Клю­че­вая идея ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ОАО "Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за" Сер­гея Ве­ре­ща­ги­на, да и все­го Тре­тье­го фо­ру­ма круп­ней­ших ком­па­ний СКФО мысль о том, что опи­рать­ся в раз­ви­тии ре­ги­о­на нуж­но преж­де все­го на внут­рен­ний спрос и ре­гио­наль­ный биз­нес.

— В ок­тяб­ре бы­ло под­пи­са­но со­гла­ше­ние о со­зда­нии в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­но­го ти­па. Ка­ки­ми бу­дут сле­ду­ю­щие ша­ги по раз­ви­тию ОЭЗ?

— За про­шед­шие с то­го мо­мен­та пол­то­ра ме­ся­ца уже бы­ло за­клю­че­но со­гла­ше­ние меж­ду на­шей ком­па­ни­ей и Минэко­но­мраз­ви­тия Рос­сии о пе­ре­да­че ОЭЗ "Ве­дучи" в управ­ле­ние ОАО "КСК" и под­пи­са­но со­гла­ше­ние меж­ду на­ми и ООО "Ве­дучи" част­ным ин­ве­сто­ром про­ек­та о со­труд­ни­че­стве в це­лях стро­и­тель­ства все­се­зон­но­го гор­но­лыж­но­го ку­рор­та.

Даль­ней­шие на­ши ша­ги вы­пол­не­ние ком­плек­са ра­бот, свя­зан­ных с ос­нов­ны­ми тех­ни­че­ски­ми па­ра­мет­ра­ми ку­рор­та: де­таль­ное опре­де­ле­ние гра­ниц осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны, оцен­ка по­треб­но­стей в ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ре, опре­де­ле­ние трас­си­ров­ки гор­но­лыж­ных трасс, мест рас­по­ло­же­ния ка­нат­ных до­рог и дру­гих объ­ек­тов ту­ри­сти­че­ской и го­сти­нич­ной ин­фра­струк­ту­ры. В 2014 го­ду пла­ни­ру­ем пе­рей­ти к ста­дии ак­тив­но­го стро­и­тель­ства на пло­щад­ке ку­рор­та.

Па­рал­лель­но ООО "Ве­дучи" по­лу­чит ста­тус ре­зи­ден­та ОЭЗ, что поз­во­лит ком­па­нии по­вы­сить рен­та­бель­ность про­ек­та и эф­фек­тив­ность сво­их ин­ве­сти­ций за счет по­лу­че­ния ря­да пре­фе­рен­ций и льгот. Без­услов­но, важ­ным на­прав­ле­ни­ем ра­бо­ты для нас станет при­вле­че­ние вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния, в том чис­ле бан­ков­ских кре­ди­тов и ин­ве­сти­ций дру­гих част­ных ин­ве­сто­ров, вклю­чая мест­ные ком­па­нии ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са.

— В де­каб­ре пер­вых го­стей при­мет ку­рорт Ар­хыз. Ка­ко­вы ожи­да­ния на этот се­зон? Что уже бу­дет ра­бо­тать?

— В Ар­хы­зе бу­дут ра­бо­тать две го­сти­ни­цы в ту­ри­сти­че­ской де­ревне "Ро­ман­тик", две ка­нат­ные до­ро­ги, че­ты­ре гор­но­лыж­ные трас­сы, объ­ек­ты ин­же­нер­ной и транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры. И мы, и ком­па­ния "Ар­хыз-1650" в со­ста­ве "Груп­пы Си­на­ра" это ос­нов­ной за­строй­щик пло­щад­ки пер­вой де­рев­ни в се­зоне 2013-14 го­дов ожи­да­ем по­ток ту­ри­стов пре­иму­ще­ствен­но из са­мой Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии и близ­ле­жа­щих ре­ги­о­нов. При этом нуж­но по­ни­мать, что этот се­зон во мно­гом бу­дет проб­ным, те­сто­вым нам нуж­но "об­ка­тать" ку­рорт, по­лу­чить от ту­ри­стов об­рат­ную связь: что нра­вит­ся, что нет, ка­кие услу­ги еще нуж­ны, ка­кие за­ме­ча­ния по це­но­во­му пред­ло­же­нию, сто­и­мо­сти ски-пас­сов, ка­кие ком­плекс­ные тур­про­дук­ты бу­дут вос­тре­бо­ва­ны и так да­лее. В даль­ней­шем бу­дет вы­бра­на экс­плу­а­та­ци­он­ная ком­па­ния для пло­щад­ки.

— В си­ле ли пла­ны до кон­ца это­го го­да скор­рек­ти­ро­вать стра­те­гию ком­па­нии? Бу­дет ли из­ме­нен бюд­жет про­ек­тов КСК?

— Пла­ны по об­нов­ле­нию дол­го­сроч­ной стра­те­гии ра­бо­ты ОАО "КСК" до 2025 го­да оста­ют­ся в си­ле, ра­бо­та идет с при­вле­че­ни­ем пе­ре­до­вых ме­то­дик раз­ра­бот­ки по­доб­ных до­ку­мен­тов стра­те­ги­че­ско­го уров­ня. К кон­цу го­да об­нов­лен­ный ва­ри­ант стра­те­гии хо­тим пред­ста­вить на утвер­жде­ние со­ве­та ди­рек­то­ров.

По­нят­но, что об­щие це­ли и сро­ки ре­а­ли­за­ции про­ек­та су­ще­ствен­но не из­ме­нят­ся. Од­на­ко в нем вы­де­ля­ют­ся два эта­па ре­а­ли­за­ции: при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие по­лу­ча­ют наи­бо­лее под­го­тов­лен­ные к стро­и­тель­ству пло­щад­ки Ар­хыз, Ма­ми­сон, Эль­брус-Бе­зен­ги и Ве­дучи. А пред­мет­но раз­го­ва­ри­вать о де­та­лях кор­рек­ти­ров­ки бюд­же­та про­ек­тов в со­ста­ве ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра мож­но бу­дет по­сле утвер­жде­ния стра­те­гии.

— Се­го­дня в эко­но­ми­ке оче­вид­ны при­зна­ки за­мет­но­го тор­мо­же­ния. На ваш взгляд, для СКФО это шанс со­кра­тить раз­рыв со сред­не­рос­сий­ским уров­нем эко­но­ми­ки или риск от­стать еще боль­ше?

— Дей­стви­тель­но, тем­пы эко­но­ми­че­ско­го ро­ста в Рос­сии сни­жа­ют­ся, при­чем ком­па­нии СКФО от­ли­ча­ют­ся еще бо­лее низ­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми, чем в це­лом по стране. Дру­гое де­ло, что в то же вре­мя спе­ци­а­ли­сты от­ме­ча­ют вы­со­кий по­тен­ци­ал ро­ста мно­гих от­рас­лей эко­но­ми­ки ре­ги­о­на, та­ких как энер­ге­ти­че­ский сек­тор, аг­ро­про­мыш­лен­ный ком­плекс, ту­ризм, са­на­тор­но-ку­рорт­ная сфе­ра, до­бы­ва­ю­щие и об­ра­ба­ты­ва­ю­щие сек­то­ры про­мыш­лен­но­сти и дру­гие. Сре­ди при­чин, ко­то­рые пре­пят­ству­ют ро­сту, на­зы­ва­ют пре­иму­ще­ствен­но ин­фра­струк­тур­ные про­бле­мы, за­вы­шен­ную сто­и­мость элек­тро­энер­гии, необес­пе­чен­ность транс­порт­ны­ми пу­тя­ми, а так­же вы­со­кую на­ло­го­вую на­груз­ку на биз­нес и во­прос нехват­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной ра­бо­чей си­лы. По су­ти, это те про­бле­мы, ко­то­рые уже ре­ша­ют­ся в СКФО в рам­ках го­судар­ствен­ной про­грам­мы раз­ви­тия ре­ги­о­на до 2025 го­да и учте­ны в стра­те­гии со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия окру­га на тот же пе­ри­од.

Возь­мем про­ект со­зда­ния ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра на Се­вер­ном Кав­ка­зе. Со­зда­ние транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры на тер­ри­то­рии ОЭЗ и по марш­ру­там сле­до­ва­ния ту­ри­стов на ку­рор­ты на­ша за­да­ча, на ре­ше­ние ко­то­рой через ОАО "КСК" вы­де­ля­ют­ся бюд­жет­ные сред­ства. По ана­ло­гич­ной схе­ме мы ра­бо­та­ем над со­зда­ни­ем ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры, в том чис­ле элек­тро­энер­ге­ти­че­ской. Что ка­са­ет­ся на­ло­го­об­ло­же­ния биз­не­са, то здесь мы опи­ра­ем­ся на ме­ха­низм осо­бых эко­но­ми­че­ских зон ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­но­го ти­па, ре­зи­ден­там ко­то­рых предо­став­ля­ют­ся бес­пре­це­дент­ные на­ло­го­вые льго­ты. Важ­ным ин­стру­мен­том при­вле­че­ния ин­ве­сто­ров яв­ля­ет­ся и ме­ха­низм го­судар­ствен­ных га­ран­тий. Я убеж­ден, что бла­го­да­ря ре­а­ли­за­ции по­доб­ных про­ек­тов, осо­бен­но при усло­вии уча­стия в этом ре­гио­наль­ных ком­па­ний ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, у Се­вер­но­го Кав­ка­за есть все шан­сы на эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие.

— Как вы счи­та­е­те, про­ект Се­ве­ро-Кав­каз­ско­го ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра сти­му­ли­ру­ет по­яв­ле­ние в окру­ге но­вых про­из­водств, или этот спрос вполне мож­но удо­вле­тво­рить за счет им­пор­та про­дук­ции из дру­гих тер­ри­то­рий?

— Учи­ты­вая, что од­ним из клю­че­вых эле­мен­тов успе­ха на­ше­го про­ек­та яв­ля­ет­ся мак­си­маль­ное ис­поль­зо­ва­ние его на­цио­наль­ной са­мо­быт­но­сти и воз­мож­но­стей ре­гио­наль­ных эко­но­мик, на ваш во­прос я от­ве­чу от­ри­ца­тель­но нет, за счет им­пор­та этот спрос не мо­жет быть удо­вле­тво­рен. Бо­лее то­го, пе­ред на­ми сто­ит об­рат­ная за­да­ча сти­му­ли­ро­вать не им­порт, а са­мо­обес­пе­че­ние ре­ги­о­на. Я убеж­ден, что ту­ризм спо­со­бен стать од­ним из драй­ве­ров со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия он бу­дет вли­ять на рост дру­гих от­рас­лей: аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, пи­ще­вой и лег­кой про­мыш­лен­но­сти, транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, про­из­вод­ства строй­ма­те­ри­а­лов.

Ес­ли го­во­рить о сель­ском хо­зяй­стве, то ту­ри­сти­че­ская ин­ду­стрия со­здаст для лич­ных под­соб­ных хо­зяйств но­вый огром­ный ры­нок сбы­та про­дук­тов пи­та­ния мо­ло­ка, мя­са, сы­ров, ово­щей и фрук­тов. При­чем тут мож­но го­во­рить и о пря­мой про­да­же сель­хоз­про­дук­тов ту­ри­стам, и об ор­га­ни­за­ции по­ста­вок на пред­при­я­тия ту­ри­сти­че­ской от­рас­ли. А раз­ви­тие баль­нео­ло­ги­че­ско­го сек­то­ра ту­риз­ма, по­треб­ность в но­вых ис­точ­ни­ках ми­не­раль­ных пи­тье­вых и тер­маль­ных вод и ле­чеб­ной гря­зи со­здаст ин­фра­струк­ту­ру гео­ло­го­раз­вед­ки, раз­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ний и обес­пе­че­ния до­сту­па к ним ту­ри­стов.

Бу­дет раз­ви­вать­ся транс­порт, элек­тро­энер­ге­ти­ка, что в усло­ви­ях вы­со­кой сте­пе­ни из­но­са су­ще­ству­ю­ще­го в СКФО энер­ге­ти­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния осо­бен­но важ­но. Вы­рас­тет спрос на про­дук­цию до­бы­ва­ю­щей и об­ра­ба­ты­ва­ю­щей от­рас­лей ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся пред­при­я­тия лег­кой про­мыш­лен­но­сти, чья де­я­тель­ность свя­за­на с об­ра­бот­кой шер­сти, ме­ха и кож, про­из­вод­ством тка­ней и обу­ви.

— Ра­нее вы рас­ска­зы­ва­ли, что бы­ла по­став­ле­на за­да­ча пе­ре­ве­сти со­гла­ше­ния, ко­то­рые за­клю­ча­ла преды­ду­щая ко­ман­да КСК, в прак­ти­че­ское рус­ло. На­сколь­ко вы про­дви­ну­лись в этом во­про­се?

— Эта ра­бо­та еще про­дол­жа­ет­ся: мы прак­ти­че­ски сфор­ми­ро­ва­ли ин­ве­сти­ци­он­ные пред­ло­же­ния, в сле­ду­ю­щем го­ду вый­дем на кон­крет­ные пе­ре­го­во­ры с по­тен­ци­аль­ны­ми ин­ве­сто­ра­ми фран­цу­за­ми, ита­льян­ца­ми боль­шие на­деж­ды с точ­ки зре­ния при­вле­че­ния ин­ве­сти­ций воз­ла­га­ем на араб­ский и ки­тай­ский биз­нес.

В рей­тин­ге круп­ней­ших ком­па­ний СКФО мы уви­де­ли ин­жи­ни­рин­го­вую ком­па­нию в сфе­ре гор­но­лыж­ных подъ­ем­ни­ков. Мо­жет ли раз­ви­вать­ся ря­дом с ту­ри­сти­че­ским кла­сте­ром ка­кая-ли­бо про­филь­ная про­мыш­лен­ность?

Ко­неч­но, мо­жет. Бо­лее то­го, раз­ви­тие про­филь­ной про­мыш­лен­но­сти од­но из про­яв­ле­ний то­го муль­ти­пли­ка­тив­но­го эф­фек­та, ко­то­рый от­ли­ча­ет ту­ризм. В той же Ан­та­лии, на­при­мер, по­сле пре­вра­ще­ния ре­ги­о­на в круп­ный ту­ри­сти­че­ский центр ста­ло ак­тив­но раз­ви­вать­ся ях­то­стро­е­ние. Имен­но по­это­му ОАО "КСК" в сво­ей ра­бо­те де­ла­ет осо­бую став­ку на на­се­ле­ние ре­ги­о­нов Се­вер­но­го Кав­ка­за, мест­ные ком­па­нии ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Несмот­ря на то, что про­ект ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра на­хо­дит­ся еще на на­чаль­ной ста­дии ре­а­ли­за­ции, уже сей­час мож­но ду­мать над тем, ка­кие услу­ги и то­ва­ры бу­дут вос­тре­бо­ва­ны ту­ри­ста­ми, по­ток ко­то­рых мы про­гно­зи­ру­ем на уровне 2,5-3,5 мил­ли­о­на от­ды­ха­ю­щих еже­год­но. Это мо­жет быть про­из­вод­ство из­де­лий на­род­но-ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов, сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции и ре­зуль­та­тов ее пе­ре­ра­бот­ки, мо­жет быть, да­же спе­ци­аль­ной обу­ви для гор­ных по­хо­дов. Из­вест­но, на­при­мер, что в Ма­хач­ка­ле про­из­во­дит­ся чет­верть всей рос­сий­ской обу­ви, так по­че­му бы не на­ла­дить вы­пуск про­филь­ной про­дук­ции, тем бо­лее что ры­нок сбы­та для нее га­ран­ти­ро­ван­но бу­дет?

— Ком­па­ни­ям, ко­то­рые ре­а­ли­зу­ют круп­ные про­ек­ты в СКФО, как-то при­дет­ся ре­шать про­бле­му ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров. Как, по ва­ше­му мне­нию, мо­жет вы­гля­деть си­сте­ма их под­го­тов­ки в ре­ги­оне?

— Сер­вис один из важ­ней­ших кри­те­ри­ев, по ко­то­рым ту­ри­сты опре­де­ля­ют воз­мож­ность от­ды­ха на том или ином ку­рор­те. Се­го­дня у нас кри­ти­че­ски ма­ло спе­ци­а­ли­стов, спо­соб­ных обес­пе­чи­вать необ­хо­ди­мый уро­вень сер­ви­са, со­от­вет­ству­ю­щий жест­ким ми­ро­вым стан­дар­там, вла­де­ю­щих ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и, глав­ное, ори­ен­ти­ро­ван­ных на доб­ро­же­ла­тель­ное и вы­со­ко­ка­че­ствен­ное об­слу­жи­ва­ние кли­ен­тов.

Для ре­ше­ния этой про­бле­мы на­ша ком­па­ния под­пи­са­ла со­гла­ше­ние с Се­ве­ро-Кав­каз­ским фе­де­раль­ным уни­вер­си­те­том о под­го­тов­ке кад­ров по 85 спе­ци­аль­но­стям, свя­зан­ным с ту­риз­мом и сфе­рой об­слу­жи­ва­ния. Сту­ден­ты смо­гут про­хо­дить про­из­вод­ствен­ную прак­ти­ку на на­ших ку­рор­тах. В част­но­сти, пер­вых прак­ти­кан­тов при­мет ле­том 2014 го­да ку­рорт "Ар­хыз", пи­лот­ная пло­щад­ка турк­ла­сте­ра. Мы на­ме­ре­ны ис­поль­зо­вать меж­ду­на­род­ный опыт в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния: со­труд­ни­чать с ве­ду­щи­ми ми­ро­вы­ми шко­ла­ми го­сте­при­им­ства, про­во­дить ма­стер-клас­сы ве­ду­щих ино­стран­ных спе­ци­а­ли­стов в этой сфе­ре.

Пла­ни­ру­ем так­же ор­га­ни­зо­вать еди­ный центр сер­ти­фи­ка­ции спе­ци­а­ли­стов. Для зон­тич­но­го брен­да, ка­ко­вым, по су­ти, яв­ля­ют­ся "Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за", прин­ци­пи­аль­но важ­но обес­пе­чить оди­на­ко­вый стан­дарт об­слу­жи­ва­ния на всех без ис­клю­че­ния ку­рор­тах турк­ла­сте­ра, ко­то­рых се­го­дня уже де­сять.

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт