ABOUT THE PROJECT

The Autonomous non-profit organization “North Caucasus nature preservation and protection center” (ANO ”Caucasus Nature Center”) has been created by the Joint-Stock Company Northern Caucasus Resorts.

ANO MISSION

Preservation, augmentation and protection of the Northern Caucasus natural potential which forms the basis for the tourism development and the region social and economic development.

ANO PURPOSE

To implement consistently projects aimed at maintaining a steady state of biodiversity and of the Northern Caucasus natural areas.


ANO TASKS


  • support and promotion of environmental initiatives in the North Caucasian Federal District;
  • implementation of environmental projects aimed at preserving rare and endangered species of flora and fauna of the Northern Caucasus;

 


  • assessment of the Northern Caucasus natural potential status;
  • implementation of educational and awareness-raising programs aimed at raising the level of environmental responsibility among the population, creation of responsible consumption culture.

KEY INITIATIVES

restoration and conservation of the Leopard population in the Northern Caucasus;
the key objective of the project is to form a stable population of at least 50 persian leopards in the wild of the Northern Caucasus.


conservation of the Bison population in the Northern Caucasus;
the key objective of the project is to form a stable population of at least 400 European bisons in the wild of the Northern Caucasus.

 

conservation of the boxwood forests in the Northern Caucasus;
the key objective of the project is to create and annually support in the wild of the Northern Caucasus a Colchis boxwood biological forest nursery measuring at least 2 hectares.


environmental education in the Northern Caucasus regions;
the key objective of the project is to form the NCFD youth environmental responsibility for preserving the unique natural monuments covering not less than 10 thousand people.



PARTNERS

  • Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation
  • Sochi National Park
  • Center for Reintroduction of Persian Leopard in the Caucasus
  • Caucasian State Nature Biosphere Reserve named after H.G. Shaposhnikov
  • Institute of Ecology and Evolution named after А. N. Severtsov of the RAS
  • World Wildlife Fund (WWF of Russia)
  • Nature and Biodiversity Conservation Union (NABU)

CONTACTS

Kaziev Saadu;

Project Coordinator

+7 (495) 775-91-22, ext. 583
+7 (938) 305-73-79

saadu.kaziev@ncrc.ru



The use of international practice in the field of environmental protection

Competition in the tourism industry, due to its continuous growth and development, contributes much to the emergence of new tourist destinations and products, among which the centres of ski tourism are especially popular. Currently, the world leaders in this field are France and Austria. It is Western Europe that attracts the attention of the majority of lovers of ski holidays, sport and tourism in the present-day world. Ski resorts in the Alps are among the most attractive places of the winter vacation for tourists of both Europe and the rest of the world, offering its visitors delightful mountain sceneries and having the highest level of development of infrastructure and service.

JSC NCR is interested to study experience of the best ski resorts in order to ensure the operation on the basis of principles of sustainable development (environmental protection, economic value, social impact).

Within the framework of its activity, JSC NCR cooperates with foreign companies and environmental organisations to exchange experiences in the area of planning, development and operation of resorts on the basis of the principles of sustainable management of natural resources.

For the development of the all-season tourism and recreation complex Arkhyz, the Company would be interested to study foreign practices in the following fields:

  • special features of development of all-mountain resorts;
  • ecological and economic basis for creation of a network of mountain trails and their arrangement;
  • methods of sustainable development of tourism;
  • preventing and reducing damage to vegetation and soil cover;
  • functional zoning of the territory;
  • preventing and reducing negative impacts of the development of a tourism and recreation complex on the settlements located downhill and on the quality of life there;
  • development of strategies to reduce the economic costs of owners of ski runs and lifts during their construction and operation.

Company cooperated with international experts in performing the following works “The identification of allowable recreational loads for the tourism and recreation special economic zone created on the territory of the Zelenchuksky municipal district of the Karachay-Cherkess Republic (all-season tourism and recreation complex Arkhyz)”.

Also JSC NCR has reviewed the ski resorts in the Alpine region, analysed and described their history of development. Based on this experience, the Company has developed the proposals for the development of summer and winter tourism in Arkhyz ATRC.

Specially protected natural territories at the state border

The project of creation of the tourism cluster in the North Caucasus is implemented by JSC NCR in the unique natural region which is characterised by high biological diversity.

One of the features of the location of the projected ski resorts is their adjacency to specially protected natural territories (SPNT) - nature reserves, national parks, protected areas, natural parks, monuments of nature.

The use and protection of these territories is governed by the special Federal Law of March 14, 1995 No. 33-FZ “On specially protected natural territories”.

JSC NCR considers it important to ensure the operation of all-season tourism and recreation complexes (ATRC), created within the tourism cluster, in strict accordance with the requirements of the environmental legislation of the Russian Federation and, in particular, those specified in this Federal Law.

Within the boundaries of the tourism and recreation special economic zones (SEZ), created for the development of the tourism cluster, and near them, there are such important protected areas as the Teberdinsky state nature biosphere reserve, Elbrus vicinity national park, as well as the reserves and natural monuments of regional importance.

The Federal Law provides special modes of economic activities in the territory of all specially protected natural territories. The permitted mode of use is also set in the regulation concerning a particular specially protected natural territory.

During the development of area planning designs of SEZs, JSC NCR is based on the permitted use of specially protected natural territories within the boundaries of SEZs. Partial placement of ATRC facilities of the tourism cluster of JSC NCR within the boundaries of protected areas is possible only on condition that it is allowed by the mode of use of those territories (as in the case of Elbrus vicinity national park). The territories, the use and protection modes of which do not allow the economic activities, are excluded from the plans for construction of ski resorts.

JSC NCR is interested in preserving the environmental characteristics and aesthetic appeal of the regions where the tourism cluster is being developed.

In this regard, JSC NCR cooperates with the administrations of the specially protected natural territories located within the boundaries of the tourism cluster in terms of preservation of the unique nature of Northern Caucasus in the course of the tourism cluster development.


Development of resorts based on functional zoning

The Company has carried out works on functional zoning of the territory and definition of admissible recreational loads for the natural system in the territory of the tourism and recreation special economic zone in Karachay-Cherkessia, where the Arkhyz ATRC project is being implemented.

The territory of SEZ is 13,863 hectares, it has a pronounced mountain character, the vertical drop is from 1600 to 3200 m. The territory is represented by subnival, Alpine, sub-Alpine, mountain-forest and valley landscape-ecological systems.

In order to conduct the functional zoning, the experts performed the analysis of the status and importance of natural complexes, their degree of disturbance, and identified typical and unique natural features of the territory as a whole and its individual areas. The general recommendations for the sustainable development of mountainous areas were implemented.

The results of the work show that almost all natural and cultural sites, which are unique in terms of ecological, scientific, educational, recreational and historical aspects, and which require special attention, are located outside Arkhyz ATRC. Although many of them, such as the Arkhyz plot of the Teberdinsky state nature biosphere reserve and the Sophia glacier with the group of waterfalls, are immediately adjacent to Arkhyz ATRC.

A large part of the territory of Arkhyz ATRC was affected and continues to be affected by anthropogenic effects felt in varying degrees by all components of the represented landscapes. The forestry has been kept and summer grazing of livestock has been carried out during a long time in this area. However, there are sections of natural complexes with conditions ensuring the preservation of rare, endangered species. The sites of the greatest environmental relevance include rocky cliffs and scree southern slope of Abishira-Akhuba Ridge, as well as the plots located on the northern slope of the Arkasara Ridge.

The territory of Arkhyz ATRC has 4 functional zones: protected area, recreation area, infrastructure area, tourists accommodation area.

83% of the protected area consists of undisturbed mountain natural complexes. They include ecosystems with rocks and screes, glaciers, snowfields and mountain lakes,

as well as Alpine meadows and sub-Alpine tall grasses with rosebay thickets.

The recreation area is the largest area (5,822 ha), it adjoins the protected area and occupies an intermediate position between it and the area of tourists accommodation. The operational mode of the recreation zone involves, on the one hand, the limitation of all types of commercial use of this territory, but, on the other hand, the promotion of the development of recreation and tourism. In this connection, the restrictions primarily relate to the cattle gazing which should be carried out exclusively on the specially separated areas. This sub-area may be visited by tourists.

The infrastructure area is located mainly in the central part of Arkhyz ATRC, it covers the total area of 4,485 hectares and is characterised by a relatively low degree of biological diversity and a high degree of disturbance of natural complexes. The functioning of the infrastructure of the tourists accommodation area is aimed at the development of tourism and ensuring the optimal conditions for a great number of tourists visiting the tourism and recreation facilities. In this regard, there are limitations for all types of economic activities in this area which may prevent the increase of tourist flow and the period of operation of the tourism and recreation infrastructure. The infrastructure to be created can help to improve the conditions of mass leisure, to ensure the accessibility of tourism and recreation facilities, while reducing the negative impact of mass visits to them.

The tourists accommodation area is 457 hectares, which is about 3% of the territory of Arkhyz ATRC. Despite its small size, it provides the maximum degree of amenities. It will be created within the territory of heavily disturbed and degraded natural systems.  According to the area planning design, the tourists accommodation area consists of four tourist villages (Romantik, Lunnaya polyana, Dukka, Dukka 2000).

This area will host the stationary accommodation and catering facilities, tourism services, recreation facilities, information services and communications, as well as administrative and economic infrastructure facilities of the year-round operation.

О проекте

Автономная некоммерческая организация «Центр сохранения и защиты природы Северного Кавказа» (АНО «Центр природы Кавказа») создана Акционерным обществом «Курорты Северного Кавказа».

Миссия АНО

Сохранение, приумножение и защита природного потенциала Северного Кавказа, являющегося базисом для развития туризма и социально-экономического развития региона.

Цель АНО

Реализация на системной основе проектов, направленных на поддержание в устойчивом состоянии биологического разнообразия и природных территорий Северного Кавказа.


Задачи АНО


  • поддержка и продвижение экологических инициатив в СКФО;
  • реализация природоохранных проектов, направленных на сохранение редких и исчезающих видов флоры и фауны Северного Кавказа;

 


  • оценка состояния природного потенциала Северного Кавказа;
  • реализация образовательных и просветительских программ, направленных на повышение уровня экологической ответственности населения, формирование культуры ответственного потребления.

Ключевые инициативы

восстановление и сохранение популяции леопарда на Северном Кавказе; 
Ключевая цель проекта: формирование в дикой природе Северного Кавказа устойчивой популяции переднеазиатского леопарда численностью не менее 50 особей.


сохранение популяции зубра на Северном Кавказе; 
Ключевая цель проекта: формирование в дикой природе Северного Кавказа устойчивой популяции европейского зубра численностью не менее 400 особей.

 

cохранение самшитовых лесов на Северном Кавказе;
Ключевая цель проекта: создание и ежегодное поддержание в дикой природе Северного Кавказа биологического питомника самшита колхидского площадью не менее 2 гектаров.


экологическое просвещение в регионах Северного Кавказа; 
Ключевая цель проекта: формирование у молодежи СКФО экологической ответственности за сохранение уникальных памятников природы с охватом не менее 10 тыс. человек.



Партнеры

  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Сочинский национальный парк
  • Центр восстановления леопарда на Кавказе
  • Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х. Г. Шапошникова
  • Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН
  • Всемирный фонд дикой природы (WWF России)
  • Союз охраны природы и биоразнообразия (NABU)

Контакты

Казиев Сааду 

Координатор проекта

+7 (495) 775-91-22, доб. 583
+7 (938) 305-73-79

saadu.kaziev@ncrc.ru



Новости

Архив новостей

Привлечение международного опыта в сфере охраны окружающей среды

Конкуренция в туристской индустрии, связанная с ее непрерывным ростом и развитием способствует появлению новых туристских направлений и продуктов, среди которых особой популярностью пользуются центры горнолыжного туризма. В настоящее время лидерами в этой сфере на мировом рынке являются Франция и Австрия. Именно Западная Европа привлекает внимание большинства любителей горнолыжного отдыха, спорта и туризма в современном мире. Горнолыжные курорты Альп являются одними из самых привлекательных мест зимнего отдыха для туристов как Европы, так и остального мира, предлагая своим посетителям восхитительные горные пейзажи и обладая высочайшим уровнем развития инфраструктуры и сервиса.

Для АО «КСК» представляет интерес изучение опыта передовых горнолыжных курортов в части обеспечения их эксплуатации на основе принципов устойчивого развития (охрана окружающей среды, экономическая выгода, социальный эффект).

В рамках своей деятельности АО «КСК» сотрудничает с зарубежными компаниями и экологическими организациями в целях обмена опытом в сфере планирования, развития и эксплуатации курортов на основе принципов устойчивого природопользования.

Для развития всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз» представляет интерес зарубежный опыт в части следующих вопросов:

  • особенности развития всесезонных горных курортов;
  • эколого-экономические основы создания сети горных троп и их обустройства;
  • методы обеспечения устойчивого развития туризма;
  • предотвращение и уменьшение повреждений растительного и почвенного покрова;
  • функциональное зонирование территории;
  • предотвращение и уменьшение негативных последствий развития туристско-рекреационного комплекса на расположенные ниже населенные пункты и качество жизни в них;
  • развитие стратегий по сокращению экономических расходов собственников горнолыжных трасс и подъемников во время их строительства и эксплуатации.

Сотрудничество с международными экспертами осуществлялось, в частности, при разработке документации «Определение допустимых рекреационных нагрузок для туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Архыз»).

Также АО «КСК» был выполнен обзор горнолыжных курортов стран альпийского региона, проанализирован и описан опыт их развития. На основе данного опыта были разработаны предложения для территории ВТРК «Архыз» по его всесезонному использованию и развитию летних и зимних видов туризма.


Приграничные особо охраняемые природные территории

Проект по созданию туристического кластера на Северном Кавказе реализуется АО «КСК» в уникальном природном регионе, который отличается высоким биологическим разнообразием.

Одной из особенностей расположения проектируемых горнолыжных комплексов является их соседство с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) — заповедниками, национальными парками, заказниками, природными парками, памятниками природы.

Режим использования и охраны данных территорий регулируется в России специальным Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

АО «КСК» считает важным обеспечить эксплуатацию объектов всесезонных туристско-рекреационных комплексов (ВТРК) создаваемого туристического кластера в строгом соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации и, в частности, указанного Федерального закона.

В границах туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), созданных для развития туристического кластера, и вблизи от них расположены такие значимые особо охраняемые природные территории, как Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк «Приэльбрусье», а также заказники и памятники природы регионального значения.

Для всех категорий особо охраняемых природных территорий Федеральный закон предусматривает специальные режимы осуществления хозяйственной деятельности на их территории. Разрешенный режим использования прописывается также в положении о конкретной особо охраняемой природной территории.

При разработке проектов планировки территории ОЭЗ АО «КСК» основывается на допустимом использовании особо охраняемых природных территорий, попадающих в границы ОЭЗ. Частичное размещение объектов ВТРК туристического кластера АО «КСК» в границах особо охраняемых природных территорий возможно только при условии, что это допускается режимом этих территорий (как в случае с национальным парком «Приэльбрусье»). Территории, режим использования и охраны которых не разрешает ведение хозяйственной деятельности, исключаются из планов по строительству объектов горнолыжных комплексов.

АО «КСК» заинтересовано в том, чтобы природа региона, где развивается туристический кластер, сохранила свои экологические характеристики и эстетическую привлекательность.

В связи с этим АО «КСК» осуществляет сотрудничество с дирекциями особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах туристического кластера, по вопросам сохранения уникальной природы Северного Кавказа при развитии туристического кластера.

Развитие курортов на основе функционального зонирования

На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны в Карачаево-Черкесии, где реализуется ВТРК «Архыз», были выполнены работы по функциональному зонированию территории и определению допустимых рекреационных нагрузок для природной системы.

Территория ОЭЗ составляет 13 863 га, имеет ярко выраженный высокогорный характер с перепадом высот от 1600 до 3200 м. Территория представлена субнивальными, альпийскими, субальпийскими, горнолесными и долинными ландшафтно-экологическими комплексами.

В целях проведения функционального зонирования территории был проведен анализ состояния и значимости природных комплексов, степени их нарушенности, выделены характерные и уникальные природные черты территории в целом и ее отдельных участков. Были также применены общие рекомендации по обеспечению устойчивого развития горных территорий.

В результате проделанной работы видно, что почти все уникальные в экологическом, научном, образовательном, рекреационном и историческом аспектах природные и культурные объекты, которые требуют к себе особого внимания, находятся вне территории ВТРК «Архыз». Хотя многие из них, как например, Архызский участок Тебердинского государственного природного биосферного заповедника и Софийский ледник с группой водопадов непосредственно примыкают к территории ВТРК «Архыз».

Большая часть территории ВТРК «Архыз» подвергалась и продолжает подвергаться антропогенному воздействию, которое испытывают в той или иной мере все составляющие компоненты представленных ландшафтов. Здесь в течение длительного времени велось лесное хозяйство, производился летний выпас скота. При этом на данной территории все же есть участки природных комплексов, имеющие условия для сохранения редких, исчезающих видов. Наибольшую природоохранную значимость имеют скалистые обрывы и осыпи южного склона хребта Абишира-Ахуба, а также участки, расположенные на северном склоне хребта Аркасара.

Для территории ВТРК «Архыз» были выделены 4 функциональные зоны: природоохранная зона, рекреационная зона, зона размещения инфраструктуры, зона проживания туристов.

Природоохранная зона на 83% состоит из ненарушенных высокогорных природных комплексов. К ним относятся экосистемы со скальниками и каменистыми осыпями, ледниками, снежниками и горными озерами,

а также альпийские луга и субальпийское высокотравье с рододендроновыми зарослями.

Рекреационная зона занимает наибольшую площадь (5822 га), она примыкает к природоохранной зоне и занимает промежуточное положение между ней и зоной проживания туристов. Режим функционирования рекреационной зоны предполагает с одной стороны ограничение всех видов хозяйственного использования данной территории, а с другой стороны, содействие развитию рекреации и туризма. В связи с этим ограничения, в первую очередь, относятся к выпасу скота, который должен осуществляться исключительно на выделенных для этого площадях. Данная подзона предполагает посещение туристами.

Зона размещения инфраструктуры располагается, преимущественно, в центральной части территории ВТРК «Архыз», занимает общую площадь 4485 га и характеризуется сравнительно низкой степенью биологического разнообразия и высокой степенью нарушенности природных комплексов. Функционирование зоны размещения инфраструктуры направлено на развитие туризма и обеспечение оптимальных условий массового посещения туристско-рекреационных объектов. В связи с этим на территории данной зоны вводятся ограничения всех видов хозяйственной деятельности, которые препятствуют увеличению количества туристов и сроков эксплуатации туристско-рекреационной инфраструктуры. Создаваемая инфраструктура способствует повышению качества условий массового отдыха, обеспечивает доступность туристско-рекреационных объектов, способствуя при этом уменьшению негативного воздействия массового посещения на них.

Зона проживания туристов занимает площадь 457 га, что составляет около 3 % территории ВТРК «Архыз». Несмотря на свои незначительные размеры, предусматривает максимальную степень обустройства. Она будет создаваться на территории сильно нарушенных и деградированных природных комплексов. Зона проживания туристов состоит, согласно проекту планировки территории, из четырех туристических деревень (Романтик, Лунная поляна, Дукка, Дукка 2000).

В данной зоне предусматривается строительство стационарных объектов мест массового проживания и питания туристов, туристского сервиса, объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры круглогодичного действия.


asi
minkavkaz
skfo-polpred
skfo