Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
18 января 2013

 

 

НА СТРОИТЕЛЬСТВО СУПЕРСОВРЕМЕННОГО ГОРНОЛЫЖНОГО КУРОРТА В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ИЗ КАЗНЫ ВЫДЕЛЕНО ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ

 

Чем североосетинский курорт Мамисон будет отличаться от других в создаваемом горнолыжном кластере СКФО? Когда в республике появятся хорошие дороги? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главу Республики Северной Осетии — Алания Таймураза Мамсурова.

 

— Таймураз Дзамбекович, наш разговор идет как раз накануне годовщины образования СКФО. Что дало Осетии вхождение в Северо-Кавказский федеральный округ?

— Создание СКФО сыграло большую роль и, безусловно, в дальнейшем окажет большое влияние на развитие всего Юга России, становление управленческих механизмов, которые обеспечат новое качество интеграции экономики регионов Северного Кавказа в экономику страны. Сам институт СКФО уже выступает одним из таких механизмов, позволяя придать государственной политике на Северном Кавказе необходимый сбалансированный характер. С одной стороны, мы видим долгосрочное, стратегическое планирование, системный подход в управлении регионом, когда все республики включены в общую картину, общие программы развития. С другой стороны, обеспечивается конкретное, предметное наполнение этих программ соответствующими планами по каждому из субъектов, причем с развертыванием данных проектов в ясную временную перспективу, из которой понятно, когда и что будет делаться в регионе.

Округ как консолидированная сила является проводником «вертикали» государственной власти и подспорьем в налаживании «горизонтали» между территориями внутри СКФО. Для Северной Осетии важны именно эти стратегические функции, так как республика в своем развитии всегда основывалась на разделении труда, межрегиональной кооперации, общегосударственных интересах в таких приоритетных секторах нашей экономики, как добывающая и перерабатывающая промышленности, единой транспортной инфраструктуре. Чем органичнее и глубже интеграция округа в социально-экономическое пространство страны и чем выше внутренняя интеграция территорий самого округа — тем основательнее позиции Северной Осетии с ее геополитическим и транспортным положением, учреждениями образования, профессиональными кадрами.

А реализация недавно принятой правительством страны государственной Программы развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года позволит Северной Осетии значительно сократить отставание от регионов с высоким уровнем социально-экономической динамики и достичь объема валового регионального продукта около 400 миллиардов рублей. Это совершенно изменит экономический, социальный, духовный и образовательный облик республики.

 

— Какие, по вашему мнению, самые значимые события произошли в республике за эти три года?

— Что касается важнейших направлений, по которым приняты и принимаются решения, то их несколько. Первое — это разработка стратегических, программных документов по развитию округа до 2025 года с наполнением их конкретными проектами, ясной «дорожной картой» по источникам финансирования, работам, временным параметрам. Через такие документы и реальную поддержку федерального уровня, которая нормативно закреплена в них, Северная Осетия уже начала движение. Идет практическая работа по целому спектру целей и задач, достижение которых выводит нас на новый уровень энергообеспеченности (строительство второй очереди Зарамагских ГЭС, реализация программ по малым ГЭС) и новый уровень традиционной для Осетии отрасли — производства строительных материалов, инновационных производств с нанотехнологиями, создания кластера по выпуску композитных материалов.

Четкие очертания приобретают и перспективы государственной гарантийной поддержки крупных проектов в аграрном секторе республики. И важнейшая для Северной Осетии тема, учитывая нашу заинтересованность в развитии Южной Осетии, повышение уровня ее интеграции с Россией — транспортные коммуникации — также не осталась без внимания. Транскам будет одной из самых надежных магистралей, учитывая все сложности рельефа, климата и прочее.

А туристический, горнолыжный проект Мамисон, по которому ведутся практические работы, позволит Северной Осетии вновь стать одним из ведущих туристических центров России, каким она и была в советское время. Убежден, за Мамисоном последует возрождение других наших курортов — Кармадона, Цея, Тамиска, Реданта, Дигории, что позволит развивать не только спортивный туризм, но и весь рекреационный спектр экономики, открывая новую страницу в славной истории наших здравниц: от санаторных возможностей до альпинистских и горно-туристических лагерей.

Еще одно направление — оперативное присутствие СКФО в решении проблем, справиться с которыми без федеральных усилий сами республики объективно не могут. В частности, крайне своевременным представляется внимание, которое привлечено к решению экологических проблем регионов.

Наконец, надеемся, что роль округа будет проявляться и в наших усилиях по сохранению одной из наиболее технологически продвинутых отраслей в экономике нашей республики — алкогольпроизводящей. Более сорока профильных заводов республики способны выпускать качественную продукцию и обеспечивать сотни рабочих мест, но сейчас большинство из них простаивает. Северная Осетия заинтересована в том, чтобы эта бюджетообразующая отрасль развивалась.

 

— Вы упомянули Мамисон — североосетинский курорт, который станет частью создаваемого в СКФО горнолыжного кластера. Его строительство вошло в государственную Программу развития Северо-Кавказского округа до 2025 года. Какой именно составляющей в плеяде будущих курортов региона будет отличаться Мамисон?

— Начиная с середины XIX века, Осетия уже позиционировалась в качестве туристского центра. Интересные историко-археологические и природные памятники привлекали сюда значительное число путешественников не только из России, но и ряда зарубежных стран. На сегодняшний день, благодаря своему природно-климатическому потенциалу и наличию богатейшего историко-культурного наследия, республика вполне заслуженно выбрана в качестве одного из пяти северокавказских субъектов Федерации, на территории которых реализуется проект создания СевероКавказского туристского кластера. В рамках проекта создана рекреационная особая экономическая зона, основой которой и выступает курорт Мамисон.

У него огромное количество преимуществ — это и природно-климатическая составляющая, позволяющая круглогодично функционировать горнолыжным трассам, и огромное количество культурноисторических памятников, в том числе федерального значения, и источники минеральной воды — уникальные по своему составу и бальнеологии. Мы уверены, туристы полюбят этот курорт.

 

— Но чтобы приезжали туристы, необходимы хорошие дороги...

— В минувшем году в республике создан Дорожный фонд, а значит, дорожное хозяйство региона сейчас обеспечено стабильным источником финансирования с прогнозируемым объемом доходов. Фонд позволит увеличить ежегодные объемы дорожных работ, планировать дорожную деятельность на перспективу, заключать долгосрочные контракты. Кроме этого, впервые появилась возможность субсидировать муниципалитетам ремонт и строительство дорог местного значения, включая улично-дорожную сеть, территории многоквартирных домов и подъезды к ним. Но следует отметить, что эффект от создания Дорожного фонда пользователи ощутят не сразу. По нашим подсчетам, необходимо не менее трех-пяти лет длявосстановления эксплуатационных характеристик основных транспортных артерий. На строительство объектов электроснабжения, водозабора и автомобильной дороги к горно-рекреационному комплексу Мамисон из федерального и республиканского бюджетов выделен 1 миллиард 450 миллионов рублей. Мы уже приступили к проектированию и разработке детального мастер-плана туристских и курортных объектов, канатных дорог, а также транспортной схемы курорта.

В 2013 году завершается возведение целого ряда автодорог, включая модернизацию и реконструкцию проходящей по территории республики трассы М-29 «Кавказ», финансирование которых осуществляется в рамках реализации федеральных целевых программ. Сюда же входит реконструкция аэропортового комплекса «Владикавказ» с объемом финансирования в 2,3 миллиарда рублей, которые будут поступать до 2014 года включительно. Прошли переговоры с представителями РЖД по вопросу реконструкции железнодорожного вокзала.

В ближайшие годы продолжится реконструкция Рокского тоннеля, строительство обхода города Беслана и 310-метрового нового тоннеля на автодороге Алагир — Нижний Зарамаг.

 

— Осетия — многонациональный регион. Как удается сохранять статус-кво?

— У нашего народа за сотни лет выработался иммунитет к проявлениям национализма в любом виде. Я бы хотел сказать, что это достижения той политики, которую проводит власть, но скорее это то, о чем я сказал. И все беды и трагедии, пережитые Осетией, пришли к нам со стороны. Мы стараемся обезопасить себя от проникновения в республику разного рода экстремистов и террористов. Наши правоохранители очень внимательно отслеживают перемещения автотранспорта на въездах. Совсем недавно, 23 октября, 26-летний сотрудник МВД Заур Джибилов ценой своей жизни задержал преступника, пытавшегося провезти на территорию Северной Осетии взрывное устройство через контрольный пост у селения Чермен. Указом Президента России В.В. Путина ему присвоено звание Героя России.

Наши ребята добросовестно и с риском для жизни исполняют свой профессиональный долг, но мы понимаем, что не гарантированы от угрозы терактов, как не гарантировано ни одно государство в современном мире. Панацеи нет. В Северной Осетии проживают представители около 100 национальностей и пятнадцати конфессий, зарегистрированы 30 национально-культурных обществ и 86 религиозных организаций.

Благодаря взаимодействию всех этих групп населения, их стремлению к единству перед лицом, в том числе и тех угроз, о которых мы только что говорили, республике удается избегать серьезных потрясений и конфликтных ситуаций на этнической и религиозной почве. В Северной Осетии есть ясное общегражданское согласие по всем ключевым вопросам развития республики и страны. И это согласие, взаимопонимание — самое большое наше завоевание и достижение, потому что только на этой основе можно строить экономическое благополучие.

За Мамисоном последует возрождение других курортов — Кармадона, Цея, Тамиска, Реданта, Дигории, что позволит развить весь рекреационный спектр экономики республики.

 

Российская газета # Регионы, Москва, 18 января 2013

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт