Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
25 января 2012

ГЛАВА ДЕПАРТАМЕНТА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ДМИТРИЙ ЛЕВЧЕНКОВ О СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Туристический кластер Северного Кавказа растет как гриб — по крайней мере, на бумаге. Сколько дополнительных средств понадобится на расширение границ вдвое (до 350 тыс. га), когда наконец будет запущен первый курорт и почему инвесторы идут на Кавказ по национальному признаку, корреспонденту РБК daily Инге Воробьевой рассказал глава департамента ОЭЗ Минэкономразвития Дмитрий Левченков.

Удвоение ОЭЗ

— Правительство включило в туристический кластер Северного Кавказа горные склоны Ингушетии и каспийское побережье Дагестана, в результате чего территория расширилась фактически вдвое. Сколько дополнительных инвестиций потребуется от государства? 

— Изначально концепция проекта исходила из следующей пропорции: общая стоимость — 450 млрд руб., из них 60 млрд руб. — федеральные, на инфраструктуру. Понятно, что на этапе подготовки концепции это цифры достаточно условные. Когда основные объекты инфраструктуры на всех курортах будут спроектированы и пройдут госэкспертизу, появится окончательная сумма. Думаю, она может быть понятна уже в этом году.

— На госэкспертизу придут пожелания инвесторов? Или сумму, необходимую для строительства дополнительной инфраструктуры, назовет управляющая компания — ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК)?

— Расчеты будет готовить КСК с учетом пожеланий инвесторов. Направит их в Минэкономразвития, совместно с Минтрансом и другими заинтересованными ведомствами будет рассчитана окончательная потребность.

— Но уже сейчас понятно, что расходы государства на проект (пока он существует только на бумаге) будут расти. Руководство КСК прогнозирует — вдвое...

— Изначально в кластер входило шесть регионов, добавился седьмой. Дополнительные вложения инвесторов в новые ОЭЗ (каспийское побережье Дагестана и горные курорты Ингушетии) предварительно определены, подписаны соответствующие меморандумы. Это около 70 млрд руб. Что касается инфраструктуры... В настоящий момент смета обсчитывается, и до конца года мы получим относительно реальную цифру.

— Через год после старта проекта вдруг выяснилось, что существующей на Кавказе инфраструктуры явно недостаточно. Недавно КСК заявили о необходимости строительства четырех новых аэропортов и реконструкции двух старых (к 2018 году турпоток составит 40 тыс. человек в сутки, сейчас пропускная способность южных аэропортов — 20 тыс. в день). Уже понятно, сколько это будет стоить, а главное — за чей счет строиться?

— Проект строительства аэропортов на Кавказе для нужд проекта пока детально не прорабатывался. Но совершенно очевидно, что они нужны, — туристы должны добираться до курортов максимально быстро и удобно. Скорее всего, аэропорты будут строиться на принципах государственно-частного партнерства. К примеру, взлетная полоса — за счет государства, здание аэропорта — за счет инвесторов. Подобные удачные примеры в России уже есть в том же Сочи.

Чужие здесь не ходят

— Все ли курорты нашли якорных инвесторов?

— Фактически — да. Меморандумы с ними оформлены. С французскими инвесторами (госбанк развития Caisse des Depots et Consignations) в конце прошлого года подписано соглашение о создании СП. Они намерены инвестировать в несколько курортов, в том числе в дагестанский Матлас. В прошлом году они не раз посетили Кавказ. С главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной в июле 2011 года ездили в Дагестан. Просмотрели детальную проработку на уровне экспертов, сами изведали, исходили склоны. В основном их интересуют горнолыжные курорты, гостиничная инфраструктура.

— Соотношение частных и государственных денег в проекте как-то изменится?

— Суммы, наверно, будут меняться, но пропорция один к семи остается. Если смотреть по аналогии с другими ОЭЗ (всего их в России 25, включая северокавказские, запускались в 2005 — 2006 годах), то там на 42 млрд руб. федеральных средств заявлено 360 млрд частных инвестиций. Примерно 50 млрд уже вложено.

— Но Кавказ — это не просто особая экономическая зона, а «особая особая»...

— Согласен. Но, по сути, любой проект — это комбинация двух факторов: рисков и доходности. Риски здесь есть... Но и доходность тоже, учитывая дополнительные льготы для Кавказа, предусмотренные принятыми в конце прошлого года поправками в федеральный закон: обнуление федеральной части налога на прибыль (2%), возможное снижение до нуля региональной части (сейчас 18%). Освобождение на срок до десяти лет от налогов на имущество и землю, транспортного налога. Плюс бесплатная инфраструктура для частных инвесторов и, по сути, символическая плата за предоставляемые земельные участки. Задача государства — минимизировать риски.

— Быть может, соотношение рисков и доходности не такое привлекательное? Ведь якорными инвесторами в Ингушетию и Дагестан пришли бизнесмены местного происхождения — Сулейман Керимов и Ахмет Полонкоев. А курорт в Кабардино-Балкарии и вовсе взялся поднимать глава республики Арсен Каноков...

— Было бы странно, наверно, если бы наоборот: Арсен Каноков инвестировал в Ингушетию, а Полонкоев с Керимовым — в Кабардино-Балкарию. В Дагестан еще, правда, французы собираются вложиться. Надеюсь, дойдет до практической реализации. Проведены также переговоры с южнокорейской компанией на предмет инвестиций в инфраструктурные объекты, в частности в энергетику. Не думаю, что имеет смысл делить инвесторов по национальному признаку... В конечном счете ведь важно, чтобы были построены современные объекты туристической индустрии, которые могли бы конкурировать на международном уровне.

— Какова расчетная окупаемость кавказских курортов?

— Все они долгоокупаемые. Туриндустрия — это не производство и не торговля. Думаю, курорты будут окупаться за 10 — 15 лет.

Половину денег нашли

— На какую сумму заключены меморандумы с инвесторами по кластеру?

— «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова намерена инвестировать в прибрежную часть Дагестана порядка 40 млрд руб., «Акрополь» Ахмета Полонкоева — 27 млрд руб. в Ингушетию. Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков собирается вложить в курорты Приэльбрусья порядка 1 млрд долл. Намерения французов — больше 1 млрд евро, Южной Кореи — 1 млрд долл. Ожидаем, что до конца года будем регистрировать этих инвесторов как резидентов особых экономических зон и подписывать уже предметные соглашения.

— Получается, исходя из самой простой арифметики половина частного капитала, необходимого на кластер (200 млрд из 390 млрд руб.), найдена?

— В целом да. Достаточно неплохой результат для начала, ведь проект стартовал чуть более года назад. Инвесторов нашли даже с учетом того, что пока не спроектирована и не построена инфраструктура, а это очень важно.

— То есть пока ни рубля из заложенных на инфраструктуру 60 млрд не потрачено?

— На стройку — нет. Инфраструктура будет строиться под конкретные проекты. Четырехсторонние соглашения (Минэкономразвития — КСК — регионы — муниципалитеты) заключены со всеми субъектами, входящими в проект.

— В процессе подписания были проблемы: регионам пытались навязать расходы на инфраструктуру, хотя изначально предполагалось, что она будет построена за счет КСК...

— Регионы и муниципалитеты финансово не будут участвовать в строительстве инфраструктуры. Но выделение земельных участков, предоставление налоговых льгот инвесторам — за местными властями.

— Если взять частные инвестиции, какая часть из них — зарубежный капитал, какая — наш?

— Примерно 50 на 50.

— Как убеждаете иностранцев, что там безопасно?

— Если взять статистику по преступлениям в России, Северный Кавказ далеко не на первом месте. Где-то в середине списка. Зато в России больше нет таких красивых гор. Исторически все курорты: и горнолыжные, и бальнеологические, и морские — на Северном Кавказе. Вопрос, конечно, важный. В рамках проекта создана специальная группа по безопасности.

— Есть ли понимание, когда будет запущен первый курорт?

— Первая очередь Архыза будет запущена уже в этом году. Другие курорты — в 2015 — 2016 годах. Стройка идет где-то два года. К 2015 году мы ожидаем порядка 40 — 50 тыс. туристов, к 2020 году — до 400 тыс.

— Верите ли вы, что Кавказ (взять тот же сервис) действительно сможет конкурировать с мировыми курортами?

— Думаю, постепенно это все реально.

В обход Кадырова

— Чечня — единственная из республик Северного Кавказа, не вошедшая в туристический кластер. Ее глава Рамзан Кадыров выражал недовольство, что их обошли. Возможно ли, что по примеру Ингушетии в кластер добавят и Чечню?

— Заявки мы пока не получали — здесь должна быть инициатива региона. Ингушетия достаточно активно продвигала себя в этот проект начиная с 2010 года. Подготовили заявку, нашли инвестора, что самое главное. Если будут заявка и инвестор от Чечни, мы, конечно же, рассмотрим вопрос. — Еще один регион Кавказа — Ставрополье — также претендовал на ОЭЗ туристического типа, правда, отдельную от кластера.

— Проект еще жив?

— Вопрос рассматривается. Правительство в конце прошлого года на одном из совещаний поручило властям региона подготовить предложения по участию в проекте совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа». Предложения пока не поступили к нам в министерство. Мы, естественно, их рассмотрим. Стоимость и масштабы пока не определены.

РБК daily, Москва, 25 января 2012 6:00:00

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт