Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
12 декабря 2013

Сотрудничество государства и частного бизнеса при развитии туристических особых экономических зон — механизм, широко применяемый во всем мире.

Это объяснимо: только государство располагает ресурсами, достаточными для покрытия затрат на строительство сопутствующей туризму инфраструктуры —  транспортной, инженерной, экологической. Рентабельность здесь нулевая, такие 
инвестиции — все равно, что спустить деньги в канализацию (которую, кстати, тоже должно построить государство). Но уже построенную инфраструктуру,  которую государство будет эксплуатировать и обслуживать, частный бизнес  воспринимает как лакмусовую бумажку — показатель серьезности намерений по развитию туризма на конкретной территории. И это становится основанием для крупных инвесторов — девелоперов, отельеров и другого отраслевого бизнеса — заходить на курортные стройки.

Взять хотя бы Мексику: уже 30 лет управление туризмом и развитие новых туристических направлений ведется через национальный фонд Fonatur. Он пользуется государственной и муниципальной поддержкой в развитии территорий, определенных под цели туризма, и имеет приоритет в строительстве инфраструктуры в рамках государственных программ развития (аналог ФЦП в России). При строительстве курорта Канкун на месте бедной рыбацкой деревни (сейчас это город с полумиллионным населением) первые восемь лет шло только строительство инфраструктуры, и лишь затем начали появляться коммерческие объекты. Более того: на государственные деньги Fonatur построил девять отелей, которые в течение пяти лет эксплуатировались за счет государства; позднее они были выкуплены частными инвесторами.

В Южной Анталье в Турции по такой схеме было запущено в эксплуатацию свыше 20 отелей. Государство за свой счет построило автомагистраль от Антальи до курортной зоны и асфальтированные подъезды к туробъектам, создало системы телекоммуникации, энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, мусоропереработки. Как сервисный центр новой туристической зоны обустраивался поселок Кемер: строилось жилье для сотрудников отелей, учебный центр, медицинская клиника. Был построен порт. После того, как государство выполнило свои планы по развитию социальной и инженерной инфраструктуру, к проекту присоединились частные инвесторы, 80% из которых составили турецкие компании.

И в этих, и в других государствах, ориентированных на устойчивое развитие туризма, принимались меры по привлечению иностранных и местных инвесторов. Среди наиболее популярных — выгодные условия аренды земельных участков, упрощенные процедуры вхождения инвесторов в ОЭЗ, административная поддержка, налоговые льготы, долгосрочные кредиты под низкую процентную ставку, компенсация расходов при ввозе оборудования из-за рубежа, возможность найма иностранного персонала и пр.

По аналогичной схеме государственно-частного партнерства развивается и один из крупнейших российских проектов в туристической сфере — кластер на Северном Кавказе. Здесь в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных программ естественных монополий строится необходимая для курортов внешняя инфраструктура. Бюджетные средства на создание внутренней инженерной инфраструктуры выделяются через управляющую компанию ОАО «Курорты Северного Кавказа». Созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, резиденты которых получают налоговые и таможенные льготы; установлены пониженные ставки страховых взносов. Правительством обеспечено предоставление госгарантий инвесторам на покрытие до 100% заемных средств, привлеченных в проект туркластера.

Однако, даже несмотря на столь привлекательные условия, пока не все курорты Северного Кавказа заинтересовали крупный бизнес.

Что еще нужно, чтобы заставить механизм государственно-частного партнерства в России работать столь же успешно, как и за рубежом?

В первую очередь, среди причин эксперты называют неразвитость института государственно-частного партнерства в стране как такового. «В нашей стране экономика развивается по законам, далеким от рыночных. Многие механизмы и инструменты, используемые в странах с развитой рыночной экономикой, не функционируют в нашей стране, в том числе государственно-частное партнерство. Это связано, прежде всего, с недоверием бизнеса к государству. Поэтому рассчитывать на развитие этой формы сотрудничества как на инструмент эффективного воздействия в обозримом будущем не приходится. Нередко ГЧП связывают с откровенной коррупцией, «перетоком» государственных средств в частные «карманы», — убеждон директор Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян.

Согласно результатам исследования "Оценка ГЧП в России. Мнение бизнеса", проведенного в 2013 году Центром развития государственно-частного партнерства Торгово-промышленной палаты РФ, большинство респондентов считают механизм частно-государственного взаимодействия плохо отлаженным. Политику, направленную на развитие механизмов ГЧП, оценивают как слабоэффективную 67% респондентов. При этом отсутствует единая методология подготовки и реализации проектов ГЧП, мониторинга их реализации, оценки эффективности внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов. 83% опрошенных считают необходимым провести независимую экспертизу формирования и соблюдения конкурсных процедур отбора частных инвесторов.

Другого мнения придерживается Светлана Липина, директор по науке Евразийского Института экономики и экологии, заведующая сектором Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития Российской Федерации и РАН: она убеждена, что государственно — частное партнерство как явление общественной жизни в России все-таки уже существует. «Поэтому привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к такому быстро развивающемуся сектору экономики как туризм, да еще на условиях компенсации затрат, разделения рисков и взятых обязательств, является наиболее приемлемым вариантом. Тем более, он продемонстрировал свою эффективность в сфере решения инфраструктурных проблем в ряде развитых и развивающихся стран», — поясняет эксперт.

Принимая во внимание текущее состояние российского рынка долгового финансирования, характеристики инфраструктурных проектов для турбизнеса, их высокую капиталоемкость и длительные сроки окупаемости при неизвестном результате (количественный и качественный состав туристов), реализуемые на Северном Кавказе туристические проекты имеют высокую степень риска. Поэтому крайне важна готовность органов власти участвовать в рисках осуществления проекта и предоставлять долгосрочные гарантии исполнения своих обязательств, чтобы обеспечить возврат средств финансовой организации, которая поддерживает частного инвестора, считает Липина.

"Туризм — это серьезный международный бизнес, где имеет место очень жесткая конкуренция. Чтобы войти на этот рынок, необходимы миллиарды долларов инвестиций и огромное терпение в ожидании их возврата. И если первое можно найти, то со временем большие проблемы. Подавляющее большинство инвесторов хочет скорейшего возврата своих капиталовложений, поскольку условия российской экономики не способствуют вложениям на длительный срок", — соглашается Сергей Дохолян.

Инвесторы, берущиеся за реализацию проектов с использованием государственно-частного партнерства, должны быть уверены в возврате инвестиций. «Это можно обеспечить за счет доходов, получаемых в рамках реализации проекта, за счет коммерческой эксплуатации возведенного объекта или за счет оплаты услуг, производимых с его использованием публичным заказчиком (то есть через тарифные платежи или через платежи в рамках долгосрочной целевой программы, производимые в рассрочку)», — добавляет Светлана Липина.

Важную роль в государственно-частном партнерстве в рамках туркластера может сыграть местный бизнес. "Используя свой капитал и свои компетенции, частный бизнес может полностью или частично покрыть риски проектирования, строительства, эксплуатации, коммерческого сбыта, так как местный бизнес лучше знает, что нужно для достижения проектом успеха. При этом технические решения уже зачастую апробированы и безопасны именно для Северного Кавказа. Местный предприниматель более эффективно управляет поставщиками и исполнителями, эксплуатирует объект. Но при этом государство должно быть ответственным партнером частному бизнесу для успеха государственно-частного партнерства и отвечать за взятые на себя обязательства. Однако государство должно платить не за процесс, а только за достижение заранее оговоренного в контракте результата. Все это должно привлекать компании малого бизнеса и местных предпринимателей", — поясняет эксперт.

С этим мнением согласна Ольга Кузнецова, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН. "Ставку надо делать на все типы инвесторов, особенно не стоит забывать и о местных инвесторах инвесторах-выходцах с Северного Кавказа. Они хорошо знают свой регион, могут формировать позитивное отношение к развитию туризма у местных жителей", — поясняет экономист.

Кроме того, по словам Светланы Липиной, требуется специально разработанная программа, направленная на снятие инфраструктурных ограничений и создание условий для реализации проектов государственно-частного партнерства в туристическом кластере Северного Кавказа. Должна произойти так необходимая сейчас переориентация направления развития социальной и транспортной инфраструктуры для создания высокоорганизованной индустрии отдыха, развития туристской инфраструктуры — сети гостиниц, турбаз, пунктов питания, дорог, средств передвижения, экскурсионный сервис и т. д., где малый бизнес найдет свою нишу. При этом, как отмечает эксперт, возникает необходимость в разработке и реализации системы финансово-кредитной поддержки, которая в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью позволит использовать малый и средний бизнес.

Портал о горнолыжном отдыхе НеДома.ру (nedoma.ru), Москва, 12 декабря 2013

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт