Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
14 мая 2012

В Краснодаре прошло масштабное совещание по развитию внутреннего туризма, а также туристического кластера на Северном Кавказе. Один из участников — губернатор Кубани Александр Ткачев в интервью ИТАР-ТАСС рассказал о перспективах развития курортов региона.

— В рамках проекта Северокавказского туристического кластера, который обсуждался на совещании, на юге России планируется построить семь новых горнолыжных курортов. В том числе — курорт мирового класса Лагонаки, который разместится на территории Краснодарского края и республики Адыгея. Горячим сторонником этого проекта была Кубань. Что уже сделано и делается для осуществления проекта?

— Прежде всего, отмечу, что Россия имеет большой потенциал в плане развития внутреннего и международного туризма. Сегодня ежегодный объем турпотока в стране составляет порядка 33 миллионов человек. Но Россия способна принимать как минимум вдвое больше! Только на Кубани поток туристов реально увеличить до 30 миллионов в год. Однако для этого необходимо повышение качества турпродукта, снижение транспортных затрат и, наконец, создание новых курортов и видов отдыха.

В этом плане создание современного туристического кластера на Северном Кавказе особо важно. Только иностранных инвестиций в проект планируется привлечь порядка 10 миллиардов долларов.

Создание курорта Лагонаки в Краснодарском крае и Адыгее — это шанс сделать огромный шаг вперед в развитии наших новых курортных территорий, которые имеют потрясающий набор природно-климатических и рекреационных возможностей, но практически нулевую инфраструктуру. В ближайшие годы мы рассчитываем раскрыть курортный потенциал красивейших горных территорий Лагонакского нагорья, которые находятся в непосредственной близости от черноморского побережья и аэропортов. А самое главное, в нескольких часах езды от миллионных городов Краснодара и Ростова-на-Дону.

Пока сюда приезжает порядка 300 тысяч туристов в год /в Апшеронский район — нашу часть плато Лагонаки/. Но все это — туристы выходного дня. Конечно, определенный набор маршрутов и более-менее оборудованных объектов турпоказа существует, но все равно, будем говорить прямо, большая часть здесь отдыхает практически диким образом. Уверен, что при грамотной и системной работе, поддержке государства и привлечении частных инвестиций туристический поток в Лагонаки реально увеличить до миллиона человек в год. Это значит изменить экономику отсталых горных районов, создать тысячи новых рабочих мест, увеличить бюджетные доходы, а в целом — повысить качество жизни людей.

Но главное препятствие сегодня в том, что в Лагонаки нет самых банальных условий для качественного приема отдыхающих — дорожной и гостиничной сети, общественного питания и комплекса туристскихуслуг.

— Можно ли назвать конкретные сроки реализации проекта и что сегодня делается в этом направлении?

— Край уже начал решать инфраструктурную проблему — в этом году стартует строительство автодороги Нижегородская-Мезмай-Лагонаки. Ее проект разработан и прошел госэкспертизу. Мы готовы выделить на нее из бюджета региона порядка 3 миллиардов рублей.

Согласована краевая подпрограмма «Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование». Мы выделим на нее 300 миллионов рублей.

И в целом край активно работает в рамках общей концепции инфраструктурного развития курорта Лагонаки. Согласно этой концепции на курорте будет построено 35 лыжных трасс протяженностью 165 км, а также 30 канатных дорог. По предварительным расчетам, пропускная способность составит 28 тысяч человек в день, то есть около одного миллиона туристов ежегодно.

Строительство первого этапа курорта Лагонаки планируется начать в III квартале 2013 года. Уверен, при дальнейшей системной поддержке со стороны государства уже через несколько лет на карте страны появится новый народный курорт, сравнимый по популярности с Анапой, Геленджиком и Сочи!

— Александр Николаевич, Вы всегда являлись большим сторонником развития в Краснодарском крае нового для отрасли круизного и яхтенного туризма. Об этом шла речь и на совещании в Краснодаре. Появится ли этот современный вид туризма в наших Черноморских и Азовских курортных городах?

— На мой взгляд, яхтенный туризм весьма перспективное направление. Сегодня наши граждане ежегодно оставляют за границей около 200 миллионов евро только за стоянку и обслуживание яхт. Что мешает оказывать все эти услуги здесь, а не за границей? Краснодарский край разработал концепцию строительства 11 яхтенных марин на Черноморском побережье. Этому поможет изменившееся законодательство России.

— Не будет ли сдерживать развитие круизного и яхтенного туризма существующий на сегодня усложненный порядок въезда — как на территорию России, так и на территорию Краснодарского края?

— Разрешительная система захода яхт в наши территориальные воды, действительно, одна из самых сложных в мире. И остается большой проблемой в развитии яхтенного туризма. Сегодня, если судно вмещает более 18 пассажиров — упрощенный вариант захода на него не распространяется. И при заходе яхты в наши воды необходимо пройти процедуру растаможивания. Причем в каждом порту заново!

Чтобы не терять мощный поток дополнительных доходов от туризма, мы предложили внести поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и упростить таможенный режим для яхт.

— Александр Николаевич, Россия хорошо знакома с кубанскими брендами: «Кубань — житница России», «Кубань — морские ворота России», «Кубань — здравница России» и другими. Несколько лет назад Вы поставили задачу развить еще один бренд: «Кубань — главное место отдыха россиян», ориентируя отрасль на создание современных и высокоэффективных санаторно-курортных и туристских комплексов, доступных для всех слоев населения. Что еще нужно делать в отрасли, чтобы повысить объем турпотока?

— Сделать предстоит немало, прежде всего, в плане качества услуг. Я считаю, что нужно внимательно изучить вопрос введения обязательной классификации средств размещения отдыхающих. Это путь, проверенный во всем мире. И опыт такой работы у нас уже есть в Сочи. По требованию 310-го олимпийского закона обязательную классификацию здесь должны пройти все средства размещения. За полгода такой экзамен смогли выдержать 217 гостиниц и санаториев. На очереди еще 60 — они будут непосредственно задействованы в дни Олимпийских игр.

Всего же в Сочи — около 5 тысяч объектов курортно- туристического профиля. И мы видим простую закономерность — всячески избегает классификации именно тот, кто привык экономить на туристах. На их безопасности, питании и комфорте. А вот на классифицированные гостиницы жалоб практически нет! Безусловно, у части заведений есть объективные причины для отказа. К примеру, пройти классификацию не могут гостиницы, у которых нет септиков. Прежде всего, это касается разного рода мини-гостиниц, которые незаконно врезаются в ливневую канализацию и попросту сбрасывают стоки в море.

Это, кстати, часть большой проблемы двойных стандартов — к частникам и крупным здравницам мы почему-то подходим с абсолютно разными мерками. Так, для гостиниц и санаториев требуется и пожарная сигнализация вместе с первичными средствами тушения, и обучение персонала. А для частных квартиросдатчиков такие требования почему-то не предусмотрены. Хотя коечный фонд у них порой как у среднего санатория!

Другой опасный пробел в законодательстве — градостроительный кодекс разрешает не вводить в эксплуатацию частные дома, но при этом нигде не прописан момент размещения в них отдыхающих. И этим активно пользуются нечистые на руку хозяева мини-гостиниц — дома де- юре нет, налог на имущество не платится, но де-факто в нем за лето отдыхают до тысячи человек. И получается, что никто не несет ответственности за их безопасность, не говоря уже про качество услуг!

Налоговая нагрузка на крупные здравницы и частников тоже несопоставима. Для санаториев, даже детских — она в 20 раз выше! В итоге у крупных здравниц остается минимум свободных средств, чтобы реинвестировать их в собственную модернизацию, благоустройство и развитие курорта.

Зато огромный пласт частных квартиросдатчиков, владельцев мини-гостиниц, — платят минимум налогов. Хотя они принимают отдыхающих во много раз больше и в итоге получают не просто прибыль — гиперприбыль. И вкладывать средства в развитие, выходить на новый уровень они никак не заинтересованы. Как результат — санатории и детские оздоровительные лагеря закрываются, а на их месте растут частные мини-гостиницы.

На совещании в Краснодаре принято решение ускорить принятие законодательных актов, необходимых, чтобы навести порядок в деятельности гостиниц и санаториев. В том числе, проработать введение их обязательной классификации. Что касается Краснодарского края, то наш регион полностью готов к ней уже с этого года.

Кроме того, среди мер по развитию туризма, которые мы предлагаем федеральному центру, — инициатива дотирования авиаперелетов из отдаленных регионов России в курортные города Кубани. Ведь для жителей Якутии, Сахалина, Магаданской области и Камчатки транспортная составляющая доходит до 70 проц стоимости отдыха и лечения у нас в крае. Как вариант, населению этих регионов можно вернуть право льготного авиаперелета на курорты Кубани и Кавминвод 1 раз в 3 года.

Также для удешевления перелета мы предлагаем применять нулевую ставку НДС. А перечень дотируемых маршрутов дополнить городами Анапа, Геленджик и Краснодар.

Необходимо, на наш взгляд, решать и транспортную проблему. Очень сложной остается ситуация на участке федеральной трассы вдоль побережья от Джубги до Сочи. Мы можем принять втрое больше отдыхающих — увеличить объем внутреннего туризма. Но пропускные способности автодорог сегодня — главный сдерживающий фактор, особенно в секторе отдыха эконом-класса.

Еще одна инфраструктурная проблема, в решении которой мы просим поддержки у федеральных властей — это строительство очистных сооружений и глубоководных выпусков в городах побережья. Плюс уже согласовано федеральное финансирование уникального проекта строительства на Черноморском побережье современных комплексов сбора, переработки и утилизации отходов. Это тоже будет большим шагом вперед в плане защиты экологии.

— В 2000 году курорты вообще считали затратной частью, малоперспективной для бюджета и экономики. А сегодня все наоборот. Каковы итоги прошедшего курортного сезона и какие задачи поставлены перед отраслью на этот год?

— В последние годы турпоток на Кубани стабильно превышает 12 миллионов человек в год. Треть всех туристов России отдыхает именно у нас. Эта отрасль — одна из самых динамично развивающихся в экономике края. Здесь занято свыше 100 тысяч человек. Налоговые поступления в краевой консолидированный бюджет в 2011 году составили почти шесть с половиной миллиарда рублей, в текущем году ожидаем уже семь миллиардов.

Постоянно растут объемы услуг санаторно-курортного и туристического комплекса. Если в 2011 году услуг было оказано на 57,4 миллиарда рублей, то в текущем году будет уже свыше 60 миллиардов.

Кроме того, санаторно-курортная сфера, пожалуй, самая привлекательная для инвесторов. С 2000 года объем инвестиций в основной капитал предприятий вырос почти в 7 раз. В 2011 году он уже превысил 13,6 миллиардов рублей.

Главная задача для нас сейчас — повышать качество турпродукта и расширять спектр услуг. Сегодня край лидирует в России по классификации гостиниц и других средств размещения. На начало 2012 года в целом по региону было классифицировано уже около 350 обектов размещения. Причем 56 предприятий имеют категорию 4 и 5 «звезд».

В крае сейчас мощно развиваются виды туризма, альтернативные традиционному пляжному отдыху. Это, прежде всего, спортивные направления: рафтинг, велотуризм, пешие маршруты, зимой — горнолыжный туризм. Все большую популярность набирает также этнографический и «событийный» туризм.

Очень важным мы считаем и увеличение доли отдыха в межсезонье. Сегодня для развития этого направления приняты и реализуются специальные программы.

Также мы стремимся создавать в крае туристические кластеры. Это дает мощный импульс развития конкретных территорий. Причем, рост доходов в таком случае обеспечивается не только собственно в курортной, но и в смежных сферах экономики. А значит — создаются новые рабочие места, у людей растут зарплаты и повышается уровень жизни в целом.

ИТАР-ТАСС, 14 мая 2012 10:51:00

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт