Доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики, вице-президент Центра политических технологий
(14.05.2014) Проект туристического кластераЗа прошедшее время в целом была сформирована инфраструктура, способствующая на перспективу улучшению социально-экономической ситуации в СКФО и созданию благоприятного инвестиционного климата. Появились созданные государством совершенно новые институты развития в лице «Корпорации развития Северного Кавказа» (КРСК) и корпорации «Курорты Северного Кавказа», которые постепенно разворачивают свою деятельность на территории федерального округа. Возникла уникальная по своим масштабам система особых экономических зон, охватывающая практически все регионы, входящие в округ. Началась политика, нацеленная на диверсификацию экономики СКФО через создание туристического кластера. При этом наряду с горнолыжными и горноклиматическими курортами в республиках в центре пристального внимания оказался и изрядно запущенный в последние десятилетия регион Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае. Переход округа на более эффективный и внятный по своим целям и задачам программный метод финансово-экономической политики ознаменовался также обновлением федеральной целевой программы «Юг России.
Полностью заметка с комментарием эксперта доступна здесь
(14.02.2014) Проект туристического кластераЗа короткое время существования СКФО создана неплохая институциональная инфраструктура для его развития. Принят ряд важных государственных документов, проведена проработка новых проектов, способных привлечь инвестиции и создать новые рабочие места, созданы институты развития, такие как «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа». Не будем забывать, что реализация самих проектов может занимать еще не менее 5-6, а то и 10 лет, а потому быстрых изменений, как может казаться, не происходит. Но вряд ли кто-то может возразить против того, что Северному Кавказу нужны новые производства, туристические объекты, дороги и аэропорты. Учитывая, что региональные власти не добивались пока больших успехов в улучшении инвестиционного климата, и что ситуация с региональными бюджетами на Северном Кавказе, как и в других регионах, в самые ближайшие годы лучше не станет, решающая роль неизбежно будет принадлежать федеральному центру.
Полностью заметка с комментарием эксперта доступна здесь